Как управлять автомобилем зимой
Приближается зима, и некоторые автовладельцы не имеют опыта управления своим транспортным средством в это время года. Конечно же, мы говорим о начинающих водителях, которые обучались весной, летом или осенью и только недавно выехали на городские дороги.
Рассказываем, как управлять машиной в условиях похолодания, снега и льда, чем отличается вождение автомобиля на автоматической и механической коробке передач в таких условиях и даём советы новичкам.
Рекомендации по езде в зимнее время
Зима – не лучше время для авто: низкие температуры ускоряют износ механизмов, а удержаться на заснеженной, а то и покрытой льдом дороге очень сложно. Поэтому уделите внимание уходу за транспортным средством, а также обратите внимание на свой скоростной режим.
Лучше всего придерживаться умеренных скоростей – не разгоняться резко и не ездить слишком быстро. Холодный асфальт, снег, лёд – всё это может ощутимо затруднять торможение.
Следите за дистанцией между вашей машиной и той, которая движется впереди. Она должна быть немного больше, чем с весны до осени: снег и лёд увеличивают тормозной путь. Избегайте сложных манёвров: резкие повороты и торможение могут привести к потере сцепления и заносу.
Если ваш маршрут предусматривает подъёмы и спуски, преодолевайте их максимально плавно, на подъёмах не останавливайтесь, на спусках лучше тормозить двигателем.
Теперь о состоянии автомобиля. Необходимо, чтобы аккумулятор всегда был исправным и заряженным – в холодное время года он разряжается быстрее, чем в тёплое, поэтому следить за этим надо особенно внимательно. Потребуются и провода, с помощью которых вы сможете завести автомобиль, если батарея всё же окажется разряжена.
Конечно же, обязательно сменить шины на зимние. Это желательно сделать в конце осени – в некоторых регионах даже в её середине. Такая резина имеет улучшенное сцепление и для зимних дорог является единственным приемлемым вариантом.
Обновите омывающую жидкость для стёкол – составы делятся на летние и зимние, и сейчас, конечно, самое время залить зимнюю. Убедитесь и в пригодности антифриза.
Масло должно обладать достаточной вязкостью, чтобы выполнять свои функции при отрицательных температурах.
Вы должны знать особенности и комплектацию своего автомобиля. Хорошо, если он оборудован антиблокировочной системой. Она помогает не пробуксовывать на снежной дороге и не скользить в гололёд.
Особенности вождения на АКПП и механике
Коробка передач очень влияет на управление авто. Вождение машины на автоматической коробке зимой – совсем не то же самое, что на механической. Об особенностях каждой из них расскажем сейчас.
Механическая коробка передач
«Механика» считается наиболее безопасной в это время года. Водитель полностью управляет автомобилем, самостоятельно выбирая передачи – при этом механизмы мгновенно реагируют на каждое изменение.
От стандартных условий езда на обледенелой трассе отличается тем, что для старта требуется держать сцепление дольше, чем обычно. Это делается для того, чтобы колёса меньше скользили и чтобы по такой поверхности в целом было легче двигаться.
Если же вы хотите быстрее остановить автомобиль, лучше всего перейти на пониженную передачу. Необычным образом используется педаль тормоза: вместо того, чтобы держать её нажатой постоянно, на неё нажимают несколько раз. Это необходимо, поскольку, если нажать на неё один раз, авто продолжит движение – этого нельзя допускать.
Что ещё недопустимо? Выключение передачи в момент, когда автомобиль двигается под уклон. Если это сделать, машина быстро разгонится, и потому спуск может стать неконтролируемым.
Также рекомендуется избегать резких поворотов руля: любое такое движение может привести к заносу, на обледенелой дороге это ещё более вероятно. Не стоит выбирать нейтральную скорость – она может привести к полной потере управления.
Если зима оказалась снежной и машина во время движения застряла, не стоит с большим усилием нажимать на педаль газа в попытке выехать из сугроба.
Автоматическая коробка
Теперь расскажем немного об особенностях поездок на АКПП зимой. Здесь передачи переключаются автоматически, водитель не влияет на это. Особенности устройства автоматической коробки делают такой автомобиль более склонным к пробуксовке.
К счастью, в современных моделях эта проблема решена. Существует специальный режим для зимнего вождения — узнать о нём подробнее можно у продавца в салоне или в инструкции по эксплуатации.
Если вы включили этот режим, он напрямую влияет на крутящий момент – тот получается меньше, чем обычно. Но именно такого эффекта и нужно добиться. И всё-таки этот режим не стоит использовать слишком часто: он даёт повышенную нагрузку на мотор и другие механизмы, потому включать его необходимо только на наиболее сложных участках.
Как и в автомобилях с механической коробкой, следует избегать резких разгонов, торможений и поворотов руля. Это не только вызывает ускоренное истощение ресурса деталей, но может также спровоцировать занос.
Правила вождения на машинах с передним, полным и задним приводом
Ещё одна характеристика авто, которая влияет на управление им в зимний период – это тип привода. Как известно, он делится на передний, задний и полный. Сейчас полный привод на обычных легковых машинах встречается редко – чаще всего используется передний. Полный – более типичен для внедорожников и кроссоверов. Задний привод на современных автомобилях встречается ещё реже.
Расскажем отдельно о том, как управлять машинами на каждом из этих типов привода.
Передний
Это наиболее распространённая разновидность на легковых (седан, хэтчбек) автомобилях. Она хорошо подходит для того, чтобы передвигаться по городу на небольшие расстояния – но зимой даже это может стать в разы более сложной задачей.
Не стоит резко тормозить, даже если на остановку нужно мало времени. Лучше снижать скорость постепенно, иначе переднюю часть автомобиля может занести, задняя тоже начнёт двигаться неровно. Из этого следует, что лучше избегать торможения двигателем – альтернативой может стать езда с выключенной передачей.
Если же вам требуется экстренно затормозить, лучше всего использовать для этого педаль сцепления. Это наиболее безопасный в данной ситуации способ сбросить скорость.
Чтобы машину не сносило, хорошим решением будет применение ручного тормоза (если он предусмотрен конструкцией этой модели авто).
Хорошая новость для владельцев автомобилей с передним приводом: он считается наиболее устойчивым на дороге зимой, а следовательно – наиболее безопасным.
Задний
Хоть он и не так часто встречается, как передний (и даже реже, чем полный), но есть мнение, согласно которому начинать лучше именно с такой машины. В отличие от переднеприводных моделей, здесь торможение двигателем станет оптимальным способом снижения скорости.
Если же машина всё-таки попала в небольшой занос, то действовать нужно именно так, как учат во множестве автошкол. А именно – сбросить скорость одновременно с поворотом руля в сторону заноса.
А он может происходить на заднеприводных автомобилях довольно часто. Это типичный их недостаток, вызванный особенностями конструкции: если скорость оказывается слишком высока для данного участка дороги, задняя ось ведёт себя нестабильно. Потому наиболее важная вещь при вождении авто с задним приводом на снегу или льду – контроль скорости. Для начинающих водителей это бывает довольно сложно.
Полный
Многие предпочитают именно этот тип привода для езды по зимним дорогам. Если у автомобиля имеется подключаемый полный привод, то с наступлением холодного времени года его подключают (а в остальное время ездят на переднем). Существует мнение, что полный – наиболее подходящий тип привода для таких сложных условий, что машина наиболее устойчива на нём как к заносам, так и к пробуксовкам.
Но это не самое верное мнение. Езда на таких автомобилях не проще, чем на остальных разновидностях привода. Всё зависит от технических особенностей авто. Является ли полный привод постоянным – или же он подключаемый? Где он подключается – на передней или задней оси? И каким образом это реализуется – жёстко, муфтой или автоматически?
Особенности управления различаются в зависимости от конструкции каждого транспортного средства. Но есть несколько общих моментов. Самый безопасный из всех перечисленных типов полного привода – всё-таки постоянный. Но и он не даёт стопроцентной гарантии, что автомобиль не занесёт – например, если вы неправильно вошли в поворот или резко увеличили скорость. Кроме того, такие машины не очень устойчивы при образовании ледяного покрытия на дороге.
Подключайте привод только тогда, когда вы точно уверены, что это стоит делать: иногда непредвиденная ситуация возникает именно в момент подключения. Лучше заняться этим незадолго до того, как погодные условия этого потребуют – проще говоря, подготовиться заранее.
Общие правила
Вне зависимости от того, какие технические характеристики имеет ваш транспорт, существует несколько правил, которые касаются всех. Если в вашем регионе каждую зиму возникают ощутимо небезопасные условия (дороги часто обледеневают, обильно идёт снег), имеет смысл пройти особые курсы вождения, ориентированные на экстремальные ситуации.
Не стоит пренебрегать правилами безопасности – в частности, пристёгиванием ремней. Зимой, в сложных условиях, это особенно актуально – хотя этому правилу нужно следовать в любое время.
Фары и другие осветительные приборы также должны быть включены всегда. Так вас увидят другие водители и пешеходы. Особенно внимательно отнеситесь к этому в тёмное время суток или в снегопад.
Обращайте внимание на знаки: ограничение скорости, разметка и другие. Саму разметку вы можете не увидеть из-за снега, знаки в этом случае станут единственным источником важной информации.
Вы можете попасть на участок, полностью покрытый льдом. Таких участков лучше избегать, но всегда предугадывать их наличие на пути не получается: погодные условия часто изменчивы. Если вы всё-таки попали на такую дорогу, лучше не двигаться по ней быстрее 30 километров в час. Это оптимальная скорость, которая позволяет ехать не слишком медленно, но в то же время достаточно безопасно.
Разумеется, видимость должна быть хорошей. Нужно не только обозначить себя на дороге для других участников движения, но и самим видеть всё, что здесь происходит. Для этого недостаточно своевременно очищать лобовое и боковые стёкла: чистыми должны быть и зеркала, и заднее стекло. Так вы своевременно заметите другие автомобили – например, если вас пытаются обогнать.
Вывод
Зима – наиболее сложное время для того, чтобы отправляться в автомобильную поездку. Особенно это касается начинающих водителей, которые ещё не имеют опыта управления транспортом в таких условиях.
Всё зависит от нескольких факторов. Это и коробка передач, и привод, и дополнительные системы (такие, как антипробуксовочная), и даже сам климат в вашем регионе. Сложнее всего приходится жителям регионов, в которых зимой не редкость сильные морозы (до 40 градусов и ниже), а также обильные осадки. Но и в областях с более тёплой зимой есть непростые моменты – например, резкое падение температуры, вызывающее образование ледяной корки.
К правилам безопасности в это время нужно относиться особенно внимательно. Это касается в первую очередь своевременной замены шин (в зависимости от климата – на обычные зимние или шипованные), и выбора скоростного режима, и способа торможения.
У разных приводов и коробок – свои особенности. Их тоже необходимо учитывать. Что-то может быть сложнее для конкретного человека, а что-то, наоборот, проще – но в любом случае важен опыт. Чем дольше вы управляете автомобилем в общем, тем больше понимаете, как действовать в разных ситуациях и в различные времена года.