Закон о такси с 1 сентября 2023 года
С первого сентября в РФ вступает в силу закон, который регулирует работу таксистов и служб по вызову такси. Он определяет порядок предоставления доступа для автовладельцев к этому виду деятельности (если коротко, водители теперь должны получать специальное разрешение на пассажирские перевозки), а также обязывает сервисы предоставлять информацию о клиентах и их заказах в МВД и ФСБ.
Новый закон уже вызвал большое количество дискуссий. Чиновники, правозащитники и представители надзорных органов говорят, что представленные меры будут способствовать повышению безопасности и выводу рынка такси из тени. Но при этом есть и другая точка зрения. Так, сами представители такси утверждают, что новый закон может создать множество проблем для водителей и их пассажиров.
В чем суть нового закона
Раньше таксистом мог стать практически любой водитель, у которого есть собственное или арендованное транспортное средство. Автовладельцы обычно проходили удаленную регистрацию в агрегаторе через мобильное приложение. А некоторые и вовсе перевозили людей без регистрации — нужно было лишь поставить шашку и занять место на рынке, вокзале или на территории аэропорта.
Новый закон призван навести порядок на рынке пассажирских перевозок на общем федеральном уровне (до этого в каждом регионе действовали свои правила, запреты и ограничения). Теперь водители должны будут не только пройти регистрацию, но и получить разрешение на работу в такси, предоставив в соответствующие органы пакет документов.
Среди других нововведений — теперь самозанятые тоже могут заниматься перевозками людей. Им не нужно будет регистрировать ИП или юридическое лицо. Главное требование — необходимо заключить договор со службой такси.
Самозанятые будут нести такую же ответственность за нанесение ущерба пассажиру, как и юрлица или ИП. Также эта группа перевозчиков не может передавать автомобиль другим лицам. В противном случае разрешение будет аннулировано.
Ущерб пассажиру возмещают не только непосредственно водители, но и служба такси. В законе теперь прописан другой порядок уплаты компенсаций, не вошедших в ОСАГО.
Как теперь нужно получать разрешение на работу таксистом
Если у водителя есть договор с перевозчиком, то не нужно получать разрешение (так как компания сама позаботится об этом). А вот если автовладелец хочет работать сам, то необходимо предоставить пакет документов в МФЦ:
- Доверенность — если документы подает представитель заявителя.
- Справку из МВД (для подтверждения отсутствия судимости).
- Список бумажных документов.
- Оригинал заявления.

В заявлении необходимо указать все требуемые данные. Например, ИП и юрлица указывают ОГРНИП и ОГРН соответственно, а самозанятые — ФИО, адрес проживания и номер водительского удостоверения. Также все должны указать действующий адрес электронной почты, контактный номер телефона, ИНН и другие данные.
Заявление рассматривается в течение 5 дней. Разрешение для ИП и организаций действует на протяжении 5 лет. Для самозанятых этот срок короче.
Таксист не может передать свое разрешение другому водителю. Также он может работать только в том регионе, в котором получил разрешение. За пределы выезжать разрешается только в том случае, если там находится конечная точка маршрута (но начальная должна быть в районе регистрации).
Кому не дадут разрешение
В законе теперь появились категории граждан, которые не смогут заниматься пассажирскими перевозками:
- У заявителя есть более 3 неуплаченных штрафов за нарушения правил дорожного движения.
- Водитель не прошел проверку на знание местоположения объектов в конкретном районе. Данное требование актуально только в том случае, если оно предусмотрено региональным законодательством.
- Заявитель был повторно оштрафован или арестован в течение года с момента последнего наказания.
- Водитель был судим за тяжкие преступления. Иностранные граждане с судимостью в родной стране также не могут перевозить людей в РФ.
Какую информацию перевозчики будут передавать в МВД и ФСБ
Согласно новому закону, сервисы заказа такси теперь обязаны вести электронный или бумажный учет всех поступающих вызовов. Информация должны храниться не менее 6 месяцев и только на территории России. Перевозчик должен предоставить эти сведения по требованию МВД или ФСБ, например, для выявления преступлений.
С первого сентября ФСБ также получает круглосуточный доступ к базам данных сервисов такси. При этом ведомству совершенно не нужно отправлять запросы на предоставление нужной информации — оно и так получает беспрепятственный и моментальный доступ ко всем сведениям о заказах.
В отличие от ФСБ, МВД не обладает такой возможностью. Если ему понадобилась какая-то информация, то необходимо отправить соответствующий запрос в службу такси.

Единая информационная система для сервисов такси и водителей
Новый закон также предусматривает создание общегосударственной системы, в которой будет вся информация о службах такси и водителях. Сведения будут собираться в автоматическом режиме из региональных электронных реестров.
В базе будет следующая информация:
- Номер записи в реестре конкретного региона с датой внесения.
- Характеристики транспортного средства, на котором осуществляется перевозка людей (марка, модель, год, VIN и др).
- Персональные данные владельца автомобиля.
- Сведения об СТС.
- Дата заключения договора между водителем и сервисом.
- Фотография транспортного средства.
Кому будет полезна единая информационная система
Пользоваться базой могут все заинтересованные лица, но она в первую очередь полезна следующим категориям участников рынка:
- Обычным гражданам — они смогут проверить, действительно ли конкретный водитель работает таксистом.
- Представителям ГИБДД — они могут оперативнее находить водителей, которые перевозят пассажиров без разрешения на работу в такси.
- Страховых компаний — они смогут быстрее выявлять автовладельцев, которые стремятся сэкономить на ОСАГО, утверждая, что машину будут использовать только в личных целях (полис для такси стоит дороже). Если выяснится, что водитель получил страховку на машину для личного использования, но при этом техника числится в базе такси, то страховщик может отказать в возмещении ущерба потерпевшему. Тогда таксисту придется выплачивать компенсацию из собственного кармана.

Что в итоге
- Теперь водители больше не смогут подзаработать деньги на такси после работы. Для этого вида деятельности нужно получить разрешение.
- Автовладельцы с судимостью, штрафами или те, которые ездят без прав, не смогут работать в такси.
- МВД и ФСБ теперь смогут отслеживать передвижение каждого такси с пассажирами, поэтому количество преступлений скорее всего станет ниже.
- Если вы, как пассажир, понесли ущерб, то сможете предъявить претензии как к водителю, так и к службе такси.
Трейд-ин

Страхование автомобиля

Программа Pango Select

Оценка стоимости автомобиля

Лизинг авто с пробегом

Кредит на авто

Комиссионная продажа авто

Диагностика автомобиля

Гарантия на автомобили с пробегом

Выкуп авто
