ТОП советов и ошибок при обслуживании аккумулятора (АКБ) авто зимой
Зима – особенное время для автовладельцев: приходится готовить машину к ней за несколько недель до наступления холодов. Меняются шины, омывающие жидкости и другое. Один из наиболее сложных вопросов – как обслуживать в холодное время года аккумуляторы?
Эти приспособления очень чувствительны к погодным условиям. Как только на улице заметно холодает, они теряют большую часть мощности. А это, в свою очередь, чревато отказом – большая часть поломок АКБ приходится как раз на зиму.
Особенности ухода за аккумулятором в зимнее время
Проверять состояние АКБ необходимо до наступления заморозков. Очень часто бывает, что неполадки в нём начинаются весной или летом, но всё это время никак себя не проявляют – холод становится последней каплей. Лучше предупредить сбои, чем устранять их – потому всегда обращайте внимание, в каком состоянии находится батарея.
Имеет значение даже периодичность поездок. Если вы садитесь за руль редко, это (казалось бы, парадоксально) приводит к повышенной вероятности возникновения неисправностей. Лучше ездить каждый день, чем заводить двигатель раз в несколько дней.
Чем старше ваша батарея, чем дольше вы её эксплуатируете, тем выше риск. Со временем ёмкость АКБ становится меньше (как и у любых других, не автомобильных аккумуляторов). И, конечно, устройство становится чувствительнее к понижению температуры. Как только она опускается до 0 градусов, мощность сразу упадёт примерно на 30% — не спасёт даже полная зарядка.
Кроме того, на морозе потребуется больше энергии, чтобы запустить двигатель. Оба этих фактора вместе ведут к более быстрой разрядке аккумулятора – это может произойти в самые неожиданные и неподходящие моменты. Причём с усилением холода усугубляется и этот эффект: так, при -30 градусах батарея будет иметь всего 18% от первоначальной мощности, но чтобы включить мотор, понадобится около 270% от той энергии, которая нужна для того же действия в +27 градусов.
Продолжительность поездок
Как известно, заряд должен постоянно поддерживаться на определённом, достаточно высоком уровне. Но для этого нужно регулярно совершать длительные поездки. Рекомендуемый минимум – 15 километров.
Некоторые специалисты даже утверждают, что, наоборот, непродолжительные поездки отрицательно влияют на АКБ. Заряжается он только двумя способами – от длительной работы двигателя или от специальных устройств. Второй метод сложнее, он требует больше времени – водители приносят аккумулятор домой, подключают его и оставляют на ночь или на несколько часов.
Батарея должна постоянно оставаться в готовом для работы состоянии – то есть с достаточно высоким уровнем заряда. Если он будет низким большую часть времени, это может сказаться негативно на работоспособности батареи. Причём – в долгосрочной перспективе.
Что делать, если у вас нет возможности или причин так далеко ездить? Имеет смысл приобрести зарядное устройство. Так вы сможете поддерживать АКБ в требуемом состоянии, и он будет дольше работать.
С какой периодичностью надо заряжать батарею?
Если вы пользуетесь зарядным устройством, нужно подключать АКБ к нему каждые 4-6 недель. Это поможет поддерживать хорошее состояние батареи и продлит срок её службы.
Это лишь подзарядка. Если требуется время от времени заряжать батарею полностью, необходимость в этом возникает только 2 раза в год. Какой-то особой потребности делать это перед наступлением зимы нет. Хотя всё-таки лучше делать это в тёплую погоду.
Кроме периодичности зарядки, следите также за напряжением. Оно не должно опускаться ниже 12,5 вольт.
Учитывайте температуру в непосредственной близости от батареи
Этот параметр очень важен для успешной зарядки. Отслеживать температуру намного проще, если зарядное устройство оснащено датчиком. Но некоторые из них не оборудованы датчиком. В этом случае лучше делать так называемую компенсацию температуры. То есть – давать более высокое напряжение при низкой температуре и наоборот.
Если вы приступаете к процессу после поездки, двигатель не остыл, учитывайте и это.
Не начинайте заряжать холодный аккумулятор
Одна из наиболее распространённых ошибок автовладельцев – принести домой остывший АКБ и сразу начать его заряжать. Этого нельзя делать: правильный вариант – подождать как минимум 6 часов. Именно столько в среднем требуется, чтобы устройство прогрелось до комнатной температуры.
Соблюдайте полярность
Ещё одна частая ошибка – невнимательное отношение к полярности. Если вы при зарядке перепутаете полюса на АКБ и зарядном устройстве, возникнет нежелательное явление – «переполюсовка», как следствие — короткое замыкание. В лучшем случае провода начинают просто дымиться и плавиться, в худшем может дойти до пожара.
Не верьте сомнительной информации
В некоторых источниках утверждается, будто на улице при низкой температуре АКБ хорошо заряжается, а электролит внутри него сильно нагревается. Это не так! Он может заметно нагреться только в одном случае – если вы превысили напряжение (что делать опасно и нежелательно для батареи).
Какой вариант предпочесть
Есть несколько вариантов восстановить заряд батареи:
- внести её домой, затем отогреть и подключить к ЗУ;
- зарядить от другого транспортного средства с похожими характеристиками;
- воспользоваться подогревателем для более быстрого достижения нужной температуры.
Что именно выбрать – зависит от условий, в которых вы эксплуатируете авто. Второй вариант подойдёт только в экстренной ситуации – когда АКБ резко разрядилась.
Если же вы проживаете в холодном регионе, имеет смысл приобрести пусковое устройство.