Пропан или метан: какое ГБО лучше выбрать для авто

Газобаллонное оборудование – хорошая альтернатива бензину для автовладельцев, которые не хотят переплачивать за заправку своей машины. Такое оборудование уже устанавливают всё чаще, а на заправках можно встретить отдельные колонки для машин, работающих на газе. Есть несколько вариантов того, какое именно вещество используется для автомобиля. Два наиболее распространённых из них – это метан или пропан.

Разберём, что из них будет лучше, что такое газобаллонное оборудование и зачем его устанавливают, какие у него есть разновидности, какие имеются плюсы и минусы у пропана и метана.

Что такое ГБО

Этим термином называют баллон с газом, устанавливаемый, как правило, в багажном отделении автомобиля, а также дополнительную аппаратуру, обеспечивающую поступление горючего в двигатель.

Существует несколько разновидностей такого оборудования, но наиболее распространены пропановое и метановое.

Зачем устанавливается газовый баллон

Бензин и дизельное топливо могут оказаться слишком дорогими для того, чтобы заправлять ими машину в таком количестве, которое вам требуется. Газ же намного дешевле и медленнее расходуется. Следовательно, устанавливают ГБО в основном для экономии денег.

Особенности использования пропана и метана

Пропан не имеет ни запаха, ни цвета. Он заливается в баллоны в сжиженном виде и имеет непостоянное давление в зависимости от температуры окружающей среды и от времени года. Но никогда не должно превышать 16 атмосфер.

Узнать, сколько именно пропана заправлено в баллон, вы сможете при его установке – на нём это должно указываться. Единица измерения здесь – литр.

Имейте в виду, что пропановые ёмкости не заправляются полностью. Они могут быть заполнены только на 80%. Этот газ, как и все остальные, имеет свойство расширяться при повышении температуры, на этот случай и предусматривается запас в свободные 20%.

Цвета и запаха не имеет и метан. Он отличается тем, что при его производстве нет необходимости фильтровать окончательный продукт, как в случае с пропаном. Метан заправляют в баллоны в газообразном состоянии.

Давление, при котором можно использовать метановый баллон, более чем в 10 раз выше, чем у пропана: если у него это 16 атмосфер, то здесь – все 200. Это – одна из причин, почему оборудование, рассчитанное на метан, стоит больше.

Количество метана в ёмкости измеряется в кубометрах.

Вот некоторые особенности и сравнение двух веществ:

  • Цена на оборудование для пропана – низкая, для метана – ощутимо выше;
  • Баллон с пропаном весит около 30 килограммов, метановый – до 125;
  • Метан расходуется меньше, чем бензин, а вот пропан – чуть больше: на каждые 10 литров бензина приходится до 11,5 литров пропана;
  • Запас хода чаще всего составляет до 1000 км у пропана и до 350 – у метана.

Убедитесь, что вы безопасно установили баллон и соблюдаете все правила эксплуатации оборудования. Оба этих газа взрывоопасны: для этого достаточно, чтобы в воздух попало 2% пропана или 4% метана.

Сравнение стоимости ГБО с бензином

Цена на такую аппаратуру зависит от её характеристик. Но в целом газ может быть дешевле бензина в 1,5 – 3 раза. Это существенно экономит бюджет.

Недорогим является метан при том, что установка аппаратуры для него обойдётся в большую сумму. Его стоимость меньше в 3 раза.

Безопасность использования

Газ (любой) считается достаточно опасным видом топлива, и люди привыкли относиться к нему настороженно. Однако при правильном применении любой из них будет отвечать правилам пожарной безопасности.

Различные разновидности газа имеют разные классы пожарной безопасности. С этой точки зрения лучше всего использовать метан. На втором месте находится пропан-бутан. Но бензин опаснее метана и безопаснее пропана.

Почему так происходит? Причина в свойствах газов и жидкостей. Если происходит утечка метана, он сразу же начинает улетучиваться – то есть опасной концентрации в воздухе достигнуть очень сложно, если речь не идёт о закрытом помещении. Пропан не может так легко улетучиться, но, чтобы он стал опасен, помещение также должно быть герметичным.

Багажное отделение автомобиля не может быть герметично закрытым. Тем не менее производители газобаллонного оборудования заботятся о безопасности пользователей и устанавливают на баллонах мультиклапаны, конструкция которых полностью исключает утечку.

Современные разновидности баллонов оборудованы также электромагнитным устройством, которое при утечке прекращает подачу топлива из баллона, как только мотор выключается.

Самостоятельно устанавливать ГБО не стоит – это нежелательно из соображений той же безопасности. Лучше всего доверить это специалисту.

Окупаемость оборудования

Устанавливая такое оборудование на свой автомобиль, нужно рассчитать окупаемость – ведь уменьшение расходов и экономия средств здесь становится основной целью.

Но на самом деле рассчитать стоимость не так просто – она всё время меняется, и особенно неустойчивы цены на бензин. Вам нужно будет знать несколько цифр: стоимость самого бензина, цену газа, который вы используете, а также технические характеристики своего автомобиля, связанные с расходом горючего.

Некоторые сайты, посвящённые ГБО, предлагают подсчитать все эти данные на специализированном калькуляторе. Здесь данные постоянно обновляются, и вы получите актуальные цены как на бензин, так и на газ. Но они отличаются не только в разное время, но и в разных городах. Учитывайте, сколько стоит горючее в вашем городе.

Рассчитать в интернете можно не только время, но и пробег, через который может окупиться газобаллонное оборудование.

Другие параметры

Есть ещё несколько параметров, исходя из которых вы можете выбрать газобаллонную аппаратуру для своего автомобиля.

Форма устройства

Есть несколько вариантов формы баллона. Наиболее распространенная из них – цилиндрическая. Такие баллоны применяются не только в автомобилях, газ вообще чаще всего хранится в них.

Есть и более необычный вариант – плоский баллон в форме бублика (тороида). Стоит заметить, что такая ёмкость используется исключительно для хранения пропана. Её преимущество – в том, что она занимает в багажном отсеке меньше места, и её легко уложить в выемку для запасного колеса. При этом вместимостью тороидальный баллон может не уступать стандартному.

Цилиндрические ёмкости удобнее всего размещать, конечно же, тоже в багажнике. Но есть и другой вариант, применимый только для машин с большим дорожным просветом: установка ГБО под днищем. Из-за своей сложности этот способ применяется редко.

Октановое число и скорость сгорания

Пропан и метан обладают намного большими октановыми числами, нежели бензин (даже А-98). Это значит, что от такого топлива автомобиль получит намного больше энергии – а значит, улучшится работа двигателя.

Тем не менее надо помнить, что сгорание газа – более медленный процесс, чем у бензина или дизеля. А значит, термическое воздействие на детали авто будет более продолжительным. Со временем, как следствие, может упасть мощность.

Какие недостатки существуют

Кроме плюсов газобаллонного оборудования, существуют и определённые недостатки, из-за которых переход на ГБО всё ещё не стал массовым. И первый из таких минусов – тот самый длительный нагрев двигателя и других систем автомобиля.

При установке первых газовых систем эта проблема ощущалась особенно сильно – на автомобилях прогорали клапаны. Но сейчас для предотвращения этой неисправности монтируется и дополнительное оборудование. Таким образом, потенциальный риск сводится к минимуму.

Несмотря на это, есть ещё второй недостаток. С некоторого времени любые изменения в конструкции автомобиля необходимо регистрировать в ГИБДД. В том числе, конечно, и установку баллона. Такая регистрация может стать долгим процессом.

Итак, что лучше – пропан или метан?

Однозначно сказать, какой газ лучше выбрать, нельзя. Для каждой модели автомобиля – свои требования и уникальные характеристики. Но большинству машин больше подходит именно метановое оборудование.

Если сравнить оба газа по стоимости, то дешевле обойдётся метан (особенно это заметно в сравнении с бензином, цена которого в три раза превышает цену метанового топлива). Если же сравнивать их по качеству, здесь метан также будет на первом месте – он более чистый, продаётся без различных добавок.

Оба они сгорают полностью, не оставляя следов (в отличие от бензина). Масляные каналы остаются чистыми. Это благотворно влияет на сохранность мотора, камеры сгорания, остальные системы автомобиля. По многим данным, такая особенность позволяет продлить срок службы двигателя до капитального ремонта на 30%.

Установка метанового оборудования обойдётся в большую сумму, чем в случае с пропановым. Расход же оказывается заметно меньше. Также большую роль играет и отсутствие необходимости оставлять дополнительное место в баллоне – при заправке метана это не нужно.

Трейд-ин

Обменять автомобиль на новый проще, чем кажется, когда это Трейд-ин в AКОС-ЧЕЛНЫ!

Страхование автомобиля

При покупке автомобиля у нас вы можете оформить любой вид страхования.

Программа Pango Select

У нас стартовала программа сертификации автомобилей с пробегом Pango Select! Это отличное решение для тех, кто хочет купить автомобиль с пробегом и быть уверенным в его технической исправности и юридической прозрачности сделки.

Оценка стоимости автомобиля

Мы поможем вам узнать рыночную стоимость вашего автомобиля.

Лизинг авто с пробегом

Все наши автомобили доступны для покупки в лизинг.

Кредит на авто

Приобрести автомобиль в кредит с АКОС-ЧЕЛНЫ – легко и быстро!

Комиссионная продажа авто

Мы поможем продать вам автомобиль на самых выгодных условиях и обеспечим юридическое сопровождение сделки с потенциальным клиентом.

Диагностика автомобиля

Предлагаем вам комплексную диагностику автомобиля с пробегом в Сервисном Центре компании по цене от 1200 руб.

Гарантия на автомобили с пробегом

Вы должны быть уверены в своем выборе и новом автомобиле, поэтому автоцентр Акос-Челны на автомобили с пробегом дает техническую гарантию от поломок сроком на 1 год.

Выкуп авто

Компания АКОС-ЧЕЛНЫ предлагает быстрый и безопасный выкуп любых подержанных автомобилей, вне зависимости от состояния, марки и модели.