Осаго в 2023: изменения, тарифы, как рассчитывается цена
Стоимость полиса, получаемого в рамках обязательного страхования автогражданской ответственности, является наиболее чувствительной темой для водителей. На 2023 год запланированы множество изменений. В первую очередь это расширение тарифного коридора, что повлечет за собой рост стоимости полиса. Связано это с подорожанием автозапчастей.
Законодатели также планируют повысить лимиты выплат за нанесенный ущерб жизни пострадавшего и отменить учет степени износа запчастей транспортных средств. Одним из существенных нововведений станет способность дорожных камер в автоматическом режиме выписывать штраф за езду без ОСАГО.
Стоимость полиса
В 2023 году был расширен тарифный коридор — теперь стоимость ОСАГО варьируется в пределах от 1646 до 7535 рублей. Причем расширение произошло в обе стороны. Отметим, что указанный диапазон — это всего лишь тарифный коридор. На деле же цены на полисы у разных страховых компаний могут отличаться более чем в 2-3 раза, но всегда остаются в этом диапазоне.
Большинство автомобилистов уже почувствовали рост стоимости страховых полисов. В зависимости от стажа вождения и аккуратности езды изменения составили до 5 тыс. рублей. Водители, которые ни разу не попадали в аварии, почувствовали сравнительно незначительный рост цен — всего на 500-800 рублей.
В связи с подорожанием полиса многие автовладельцы стали искать другие страховые компании. Новым клиентам обычно дают оптимальные условия.
Как формируется стоимость полиса
Центробанк устанавливает конкретные правила, которых придерживаются страховые компании при расчете цены полиса. Согласно текущему законодательству, стоимость страховки определяется на основании базовой ставки (которая лежит в пределах тарифного коридора) и 6 коэффициентов:
- Территориальный коэффициент — зависит от региона регистрации транспортного средства. Например, если это Москва или другие крупные города, то и коэффициент будет выше, так как аварии случаются чаще.
- «Бонус-малус» — этот коэффициент определяет степень аккуратности автовладельца. Если последний часто попадает в аварии, то и коэффициент будет высоким.
- Коэффициент ограничения — зависит от количества людей, допущенных к управлению конкретной машиной. Чем их больше, тем выше размер коэффициента.
- Возраст и стаж автовладельца — размер этого коэффициента определяется на основании индивидуальных характеристик самого водителя. Для молодых водителей он выше (так как чаще попадают в ДТП). Водительский стаж таким же образом влияет на стоимость ОСАГО.
- Мощность транспортного средства — коэффициент учитывает количество лошадиных сил в автомобиле.
- Сезонность — позволяет снизить итоговый размер полиса, если вы пользуетесь машиной только в определенное время года, например, летом или зимой.
Раньше страховщики еще учитывали так называемый коэффициент нарушений и наличие прицепа. Однако впоследствии они были отменены.
Как изменились лимиты на выплаты в 2023 году
Повышение стоимости полиса связано не только с подорожанием автомобильных запчастей, но и с необходимостью повышения лимитов выплат. Сейчас страховщики выплачивают не более 500 тыс. рублей, если автовладелец нарушит ПДД и причинит ущерб здоровью другого человека. Однако власти уже активно обсуждают необходимость повышения лимитов с 500 тыс. до 2 млн. рублей. В связи с этим цены на полисы сильно возрастут, а финансовая нагрузка опять-таки ляжет на плечи автовладельцев.
Отмечается, что размер разницы будет зависеть от самого водителя. Если он не нарушает правила и не попадал в ДТП, то повышение будет незначительным. И наоборот — если водитель часто попадет в ДТП, то ему придется выплачивать существенную сумму.
В 2023 году также будет отменен учет износа, который до этого момента применялся при расчете выплат страховщиками. Это значит, что расходы возрастут, так как размеры выплачиваемых сумм будут определяться на основе стоимости запчастей из специальных справочников. То есть степень износа конкретной детали на момент ДТП больше учитываться не будет, а значит и снижения размера выплат ждать не стоит.
Некоторые изменения ожидаются и в сфере ремонта поврежденных транспортных средств. Сейчас большинство страховщиков продвигают возможность использования исправленных и восстановленных запчастей, а не обязательно новых. Например, если вам в результате аварии разбили фару, то страховая компания установить целую запчасть, но снятую от другой машины.
Автоматические штрафы с дорожных камер
В 2023 году страховые компании обещали активнее взаимодействовать с отделениями ГИБДД, чтобы автоматически штрафовать водителей без ОСАГО. Однако это нововведение похоже откладывается, так связь между автоинспекцией и страховщиками еще не до конца налажена. Если данную меру все-таки введут, то водители начнут получать автоматические штрафы за езду без полиса, даже если их не останавливал сотрудник ГИБДД.
Вообще, взаимодействие автоинспекции и страховых компаний обещает быть более широким. Например, в 2023 году участники дорожных аварий больше не обязуются предоставлять документы о ДТП страховым компаниям. Вместо этого последние могут самостоятельно запрашивать необходимую информацию в региональных отделениях ГИБДД. Данная система уже работает, но не так гладко, как хотелось бы многим. В любом случае она уже запущена — сейчас остается только оптимизировать и ускорить взаимодействие на электронном уровне.
Иногда водитель все же может получить требование предоставить документы об аварии в страховую компанию. Это значит, что страховщик не смог получить данные из базы ГИБДД. В таком случае автовладелец должен как можно быстрее выполнить требование, так как на получение страховых выплат отводится строго ограниченное время.
Единая страховка для РФ и Республики Беларусь
В июне 2023 года в России приняли законопроект, предусматривающий работу единого страхового полиса на территории России и Республики Беларусь. На данный момент остается только внедрить практические меры: выровнять размеры выплат, наладить порядок выполнения документооборота и пр.
В рамках программы не будет создаваться совершенно новая система. Вместо этого просто расширят ОСАГО, то есть полис начинает действовать дополнительно на территории Беларуси.
При этом у российских водителей все еще будет возможность выбирать, покупать расширение для Беларуси или нет.
Купить полисы ОСАГО и КАСКО вы можете в нашей компании. Заявки обрабатываем быстро. А цены у нас вполне доступные.