Как правильно трогаться на льду и снегу с автоматической коробкой передач
Зима – самое сложное время года для автомобилистов. Во многих регионах не редкость обильные снегопады, а кое-где и гололёд. Управлять транспортом в таких условиях намного сложнее, чем в любой другой сезон. Даже машины, оборудованные автоматической коробкой передач, заметно упрощающей эксплуатацию – не исключение из этого правила.
Какие особенности отличают такие автомобили в зимнее время, как правильно начать движение, если дорога сильно заснежена или обледенела? Расскажем и дадим несколько важных советов.
Особенности работы АКПП на скользкой поверхности
Эта коробка заметно отличается от механической, однако есть некоторые общие моменты, связанные с движением по обледеневшей поверхности. АКПП действует при старте почти так же, как и «механика» — но тем не менее алгоритмы отличаются.
Более того, автоматическая коробка часто имеет специализированные режимы для езды в такую погоду. Даже не самые дорогие автомобили в скромной комплектации оборудуются такими устройствами.
Но стоит учесть несколько нюансов. Например, специалисты рекомендуют начинать в таких условиях движение не с первой, а со второй передачи. Это объясняется особенностями специального режима автоматической коробки на более новых автомобилях.
Как ездить на старых транспортных средствах, также оснащённых АКПП? Здесь, в отличие от новых машин, «снежный» режим не предусмотрен. Но тут есть другая особенность – механизмы, которые не дают мотору достичь больших оборотов во время движения по таким дорогам.
Правильная техника начала движения на АКПП
Если вы начинаете ехать по скользкой поверхности на таком автомобиле, избегайте резких нажатий на педали. Это касается и газа, и тормоза. Если вы это сделаете, колёса начинают пробуксовывать – и особенно это опасно для заднеприводных машин.
Первое, что нужно помнить – нельзя позволять колёсам скользить. Для того, чтобы этому препятствовать, требуется подходящий момент вращения. Если вы включаете первую передачу, этого будет сложно добиться – именно поэтому все советуют вторую.
К счастью, в автоматической коробке водитель не включает передачи самостоятельно, кроме начального этапа движения – система выбирает их исходя из целесообразности использования. Главное требование здесь к автовладельцу – избегать резких движений и трогаться плавно, на малой скорости.
Правильная техника для начала движения состоит из нескольких этапов:
- Нажать педаль тормоза. Перевести рычаг в положение R.
- Завести двигатель. Перевести рычаг в D.
- Включить 2 передачу.
- Поднять обороты мотора до 1500 в минуту.
Следите за тем, чтобы обороты двигателя не падали, чтобы мотор в процессе не заглох, а колёса не начали пробуксовывать. Если всё в порядке, можете двигаться дальше – в том же режиме.
Желательно, чтобы в первые разы, пока у вас недостаточно опыта, поблизости не было других автомобилей.
Советы для разных типов АКПП
Преимущество автоматической коробки передач – в том, что на ней невозможно превысить обороты мотора. Она сама включает нужные обороты для каждой передачи и каждой ситуации на дороге.
В некоторых моделях автоматических коробок возможно имитировать работу механических. В том числе и зафиксировать включение 2 передачи на старте. Это наиболее оптимальный вариант, чтобы тронуться на обледеневшей дороге и не начать пробуксовывать.
Чем более современная модель коробки установлена на вашем автомобиле, тем проще им управлять – в частности, зимой. Для обладателей старых моделей авто это относительно сложно, бывает, что приходится действовать почти так же, как на механических коробках.
Универсальный совет для обладателей машин на автоматических КПП – внимательно изучайте инструкции по эксплуатации. Здесь всегда есть подробная инструкция, как начинать движение на неустойчивых поверхностях – под таковыми подразумевается не только снег или лёд, но и, например, песок.
Что делать, если авто буксует и застревает в снегу
Многие водители машин с АКПП, столкнувшись с такой ситуацией, начинают действовать так же, как на «механике» — то есть похожим образом: начинают часто переключать коробку попеременно с D на R. Это неправильные действия, так можно только усугубить ситуацию.
Итак, если вы обнаружили, что машина начинает «зарываться» в снег, переведите рычаг в положение D и отпустите тормоз, если он был нажат. Медленно набирайте скорость, избегая резкого нажатия на педали.
Кстати, насчёт скорости: вы должны выбрать её таким образом, чтобы ситуация с резкими ускорениями и торможениями была исключена совсем. Для большинства автомобилей это скорость до 30 км/ч. Разгоняться до более высоких значений можно, когда вы уже выехали из снега.
Ошибки, которых следует избегать
В основном они заключаются в двух вещах: слишком большая скорость, из-за которой автомобиль только ещё сильнее зарывается в сугроб, и попеременное переключение с движения вперёд на заднюю передачу.
Ещё одна распространённая ошибка – когда водитель допускает пробуксовку сразу после старта. Чтобы этого не произошло, не стоит постоянно держать педаль газа – лучше нажать её несколько раз на непродолжительное время.
Что делать, если тронуться на льду не получается
Иногда случается, что начать двигаться по льду не получается. В этом случае может помочь поворот руля вправо и влево. Если не помогает это, то можете попробовать включить заднюю передачу и начать ехать назад на небольшой скорости.
Если это возможно, включите ручной режим и трогайтесь на пониженной передаче. Лучше – на второй, но первая также подходит.
Кратко о статье:
- На скользкой дороге начинайте движение на второй передаче для снижения риска пробуксовки. Избегайте резких нажатий на педали газа и тормоза.
- При старте удерживайте обороты мотора на уровне 1500 об/мин.
- Перед началом движения переведите рычаг в D и плавно увеличивайте скорость.
- Если автомобиль буксует, не переключайтесь резко между D и R – это может усугубить ситуацию.
- Медленно увеличивайте скорость, избегая резких движений, чтобы избежать зарывания в снег.
- Держите скорость до 30 км/ч, пока не выедете из снега или льда.
- Повороты руля вправо-влево могут помочь тронуться на льду.
- При необходимости используйте ручной режим коробки и вторую передачу.
- Избегайте ошибок: пробуксовка сразу после старта и резкое переключение передач.
- Автомобили с АКПП автоматически предотвращают превышение оборотов двигателя.
- Если движение невозможно, попробуйте ехать назад на небольшой скорости.