Как пользоваться круиз-контролем и каковы принципы его работы

Одна из часто встречающихся опций в новых моделях автомобилей – круиз-контроль. Это приспособление, которое помогает поддерживать заданную водителем скорость, не прилагая к этому существенных усилий. Благодаря ему можно пройти достаточно долгий путь и при этом не устать от дороги.

Как устроена эта система, как её применять и что она собой представляет — читайте подробнее в статье.

Что это такое

Основная функция круиз-контроля – поддержание определённого значения скорости. С этим справляется обычный КК, однако есть и продвинутая, адаптивная версия этого устройства. Она может не только ехать с заданным значением, не замедляясь и не ускоряясь, но и соблюдать дистанцию до различных объектов. В отличие от обычной версии, здесь можно замедляться при обнаружении препятствия, а затем снова разгоняться до того значения, которое установил водитель.

Преимущество здесь в том, что вам не приходится всё время держать ногу на педали газа. А значит, вы меньше устанете от своего путешествия, сколько бы оно ни продолжалось.

История

Изобретатель круиз-контроля – Р. Титор, инженер. В детстве он потерял зрение и хотел полностью автоматизировать управление автомобилем. В частности, это касалось скорости: Титор заметил, что при ручном управлении её не всегда получается хорошо контролировать, и пассажир в такой машине испытывает дискомфорт от резких разгонов и торможений.

Как назвать новое изобретение, думали долго. Этому было придумано несколько названий, так или иначе отзывавших к его назначению и функционалу. Первый автомобиль с ним появился в 1958 году, это был Chrysler Imperial, а круиз-контроль производитель назвал «автопилотом».

И вот изобретение становится по-настоящему популярным! В 1960-х годах оно появляется уже на нескольких моделях авто. Сейчас оно присутствует далеко не на всех автомобилях, но встречается очень часто – особенно в улучшенных комплектациях.

Принцип работы

Этот механизм относится к сервоприводам, но обладает так называемой отрицательной обратной связью. Когда водитель нажимает педаль газа, устройство просто «запоминает», в каком положении она после этого находится, чтобы достигнуть определённой скорости. После этого остаётся только её поддерживать.

Есть ситуации, когда скорость вынужденно снижается. Например, это может наблюдаться при движении вверх под слишком большим углом. В таком случае электроника настраивает привод таким образом, чтобы автомобиль снова набрал заданную ему скорость.

Существует и обратное явление – самопроизвольное увеличение скорости. Авто может самостоятельно разгоняться без влияния педалей, когда двигается под тем же большим углом вниз. Круиз-контроль помогает и здесь: в этом случае машина начинает тормозить двигателем, то есть в него подаётся меньше горючего.

Первое такое устройство, разработанное инженером Титором, работало по принципу отслеживания двух параметров: скорости вращения троса спидометра и карданного вала. Скорость обеспечивалась за счёт того, что механизм контролировал дроссельную заслонку и изменял её положение в соответствии с полученными данными.

Современные модели КК могут работать по тому же или похожему принципу, только теперь для открытия и закрытия заслонки применяется другая система. Чаще всего это вакуумное приспособление, управляемое электронными элементами.

Одна из наиболее приятных особенностей круиз-контроля заключается в том, что добавить его можно в конструкцию любого автомобиля, даже того, на котором эта функция изначально отсутствовала. Но чаще всего, конечно, оборудуют им машины ещё во время сборки.

Вторая приятная особенность – более экономное расходование горючего. КК снижает потребление бензина и дизеля на несколько процентов, грамотно распределяя его. Это снизит траты на топливо и в целом сделает вождение более комфортным.

И, наконец, третье преимущество – универсальность с точки зрения коробки передач. Чаще всего этим механизмом оснащаются машины с АКПП, но даже с «механикой» он прекрасно сочетается. На каждой из коробок он имеет свои отличия, о которых стоит рассказать подробнее.

Механическая коробка

Здесь механизм устроен несколько сложнее, чем на автоматической. Дело в том, что передачи не переключаются сами, и это приходится делать вручную. А значит, и возможности по регулировке скорости не безграничны.

Например, вы выставили 4, 5 передачу – или выше. И тут приходится подниматься в гору. В такой ситуации круиз-контроль мало что может сделать, и вы должны будете включить более низкую скорость. А вот если вы едете вниз, вам приходится столкнуться с другой сложностью: в этом случае система также вмешивается в процесс, но заслонка закрывается недостаточно, а значит, тормозить может быть непросто.

Если вы испытываете подобные трудности, можно деактивировать КК. Он выключается при осуществлении активных манипуляций с элементами управления автомобилем.

Автоматическая коробка

Здесь использование круиз-контроля, конечно, проще – за счёт всё той же автоматизации. Передачи переключаются сами по себе, и вам не нужно для этого что-то делать. Соответственно, и эта система получает больше «полномочий».

Таким образом, проще становится не только движение по прямой, но и поездки вверх или вниз. В этом случае программа сама включит нужную передачу.

Как включить

Круиз-контроль, как и многие другие функции новых автомобилей, не включен по умолчанию. Его следует активировать, проделав несколько действий:

  • Найти нужную кнопку на руле (или поблизости от него – зависит от модели);
  • Самостоятельно достичь необходимой вам скорости;
  • Запустить сам механизм, нажав кнопку или рычаг под названием set;
  • Убрать ногу с педали газа – при этом скорость будет поддерживаться в заданном вами значении.

Существуют некоторые различия между включением системы в машинах разных марок и моделей. Как сделать это в вашем автомобиле – можно уточнить в инструкции по эксплуатации.

Есть некоторые особенности, присущие только определённым моделям авто. К примеру, в некоторых машинах есть возможность управлять скоростью с помощью кнопки на руле. Изменения вносятся стандартно – кнопками + и -. Но такая опция предусмотрена далеко не везде – опять же, уточнять это следует в инструкции к вашему автомобилю.

Это будет очень удобно, если вы не хотите постоянно включать и отключать КК, но периодически возникает необходимость в смене скорости.

Как отключить

Если же вам в силу каких-то причин необходимо отключить эту функцию, важно также знать, как это сделать. Как правило, порядок действий следующий:

  • Нажать на тормоз (если коробка передач механическая, то на сцепление);
  • Найти на руле кнопку «пауза» и нажать её;
  • Дождаться срабатывания ASR либо ESP;
  • Если коробка автоматическая, поставьте рычаг в позицию N.

После этого вы сможете сами менять скорость вашего автомобиля. Управлять машиной без автоматической регулировки будет немного сложнее, но это понадобится, например, если вы въезжаете в город, где возможны различные непредвиденные ситуации, требующие мгновенного сброса или увеличения скорости.

Разновидности

У круиз-контроля в современном его понимании есть несколько разновидностей. Расскажем о них подробнее.

Пассивная система

Это тот самый вышеописанный вид КК, который изобрёл Р. Титор. Её функционал не очень широк – она может, по сути, просто поддерживать скорость, которую задаёт водитель, и больше ничего. Она не может самостоятельно отключаться, если этого требуют обстоятельства. Но такая система сейчас встречается всё реже – на смену ей приходит другой механизм, адаптивный, более сложный и современный.

Адаптивная система

Также может быть известна под названием активной. И оба этих наименования говорят сами за себя: она подстраивается самостоятельно под любую ситуацию на дороге. Впереди вас появляется другой автомобиль? Адаптивный круиз-контроль не только снижает скорость, но и поддерживает безопасное расстояние между этими транспортными средствами.

Функций у этой системы, конечно, больше, чем у первых версий механизма. Она может не только поддерживать скоростной режим и оценивать расстояние до различных объектов, но и задействовать тормоза для замедления авто, тогда как пассивный контроль предполагает исключительно торможение двигателем.
Это не значит, что водитель не должен использовать тормоза. Этот механизм просто берёт часть усилий на себя, но на педаль всё равно необходимо нажимать, если вам нужно остановить машину.

Чтобы расстояние до впереди идущего автомобиля всегда замерялось верно, такие системы оборудуются специализированными процессорами. Они обеспечивают своевременную и точную реакцию на появление препятствия и на изменение скорости этой машины: если она замедляется, то аналогично замедлится и ваш транспорт. Это существенно повышает уровень безопасности на дорогах.

Адаптивный круиз-контроль можно использовать и в городе – но это не значит, что нет автовладельцев, предпочитающих его отключать.

Есть ли ситуации, когда пользоваться нежелательно

Да, хотя современные системы круиз-контроля повышают безопасность на дорогах и могут адаптироваться, казалось бы, к любой ситуации. Существуют условия, в которых желательно отключить КК и управлять автомобилем самостоятельно.

Например, это может быть сложный, аварийный, ремонтируемый участок дорожного полотна, въезда на который никак нельзя избежать. Также желательно вести машину самим, если вы попадаете в пробку или если на дороге просто очень много транспорта.

Если вы недостаточно видите дорогу (допустим, во время поездки пошёл сильный дождь или появился туман) – систему также желательно отключить. Аналогично – когда асфальт обледенел, засыпан снегом или когда вы отправляетесь в путешествие после обильного дождя. Самостоятельно вести транспорт лучше, если маршрут предусматривает множество поворотов за короткий отрезок трассы.

Круиз-контроль – полезное изобретение, без которого современные автомобили редко обходятся. Но водитель должен знать, как пользоваться этим механизмом и когда лучше его отключить. Только тогда получится достигнуть нужного уровня комфорта и безопасности, получить настоящее удовольствие от длительного путешествия и заметно сэкономить на топливе.

Трейд-ин

Обменять автомобиль на новый проще, чем кажется, когда это Трейд-ин в AКОС-ЧЕЛНЫ!

Страхование автомобиля

При покупке автомобиля у нас вы можете оформить любой вид страхования.

Программа Pango Select

У нас стартовала программа сертификации автомобилей с пробегом Pango Select! Это отличное решение для тех, кто хочет купить автомобиль с пробегом и быть уверенным в его технической исправности и юридической прозрачности сделки.

Оценка стоимости автомобиля

Мы поможем вам узнать рыночную стоимость вашего автомобиля.

Лизинг авто с пробегом

Все наши автомобили доступны для покупки в лизинг.

Кредит на авто

Приобрести автомобиль в кредит с АКОС-ЧЕЛНЫ – легко и быстро!

Комиссионная продажа авто

Мы поможем продать вам автомобиль на самых выгодных условиях и обеспечим юридическое сопровождение сделки с потенциальным клиентом.

Диагностика автомобиля

Предлагаем вам комплексную диагностику автомобиля с пробегом в Сервисном Центре компании по цене от 1200 руб.

Гарантия на автомобили с пробегом

Вы должны быть уверены в своем выборе и новом автомобиле, поэтому автоцентр Акос-Челны на автомобили с пробегом дает техническую гарантию от поломок сроком на 1 год.

Выкуп авто

Компания АКОС-ЧЕЛНЫ предлагает быстрый и безопасный выкуп любых подержанных автомобилей, вне зависимости от состояния, марки и модели.